История эфира:
17:08 Обложка трека
Непоседы & Ансамбль Семицветик
Я пускаю пузырики
17:02 Обложка трека
Полина Етчик
Друзья
16:55 Обложка трека
Beau Black & ALEX CARTANA
A Disney Junior Party
16:47 Обложка трека
Smash Mouth
I'm A Believer
16:38 Обложка трека
Ансамбль Семицветик
Хомяки

Отшлепать или научить? Что делать, если ребенок вечно злится

Детская агрессия — откуда она берётся? Как родителю правильно на неё реагировать?

В любой семье происходят ситуации, когда ребёнок перестаёт слушаться или выдаёт бурную реакцию на то, что ему не нравится. Детские капризы и даже истерики происходят не просто так. Если истории повторяются, значит, малыша что-то беспокоит и, пока взрослый не поможет ему с этим справиться, то чадо так и будет «взрываться». Поэтому так важна правильная реакция от родителя.

Как справиться с гневом ребенка и не разозлиться самому? На эти и другие вопросы отвечает детский психолог, арт-терапевт, специалист по детско-родительским отношениям Елена Бурьевая.

Откуда берется агрессия?

Агрессия — эмоция гнева. Такие чувства возникают и у детей, и у взрослых. Если взрослые чаще знают, что с этой эмоцией делать — куда её выплеснуть и как провести «самотерапию» — ребёнок же пока не умеет говорить о своих ощущениях. Для малышей до 4 лет — это как настоящая буря, так как они не могут объяснить своих чувств. Ребята 8-9 лет «проживают эмоции» обсуждением со сверстниками — но и тогда речь и мышление у них ещё только формируются.

Проявление гнева может происходить и из-за напряжения в психоэмоциональном состоянии, и просто из-за физического дискомфорта.

«Если ребёнок ведёт себя плохо

это индикатор того, что ему плохо»

Случаи, когда у ребёнка возникает эмоция гнева:

●  когда лишают какого-то удовольствия;

●  когда лишают автономности, самостоятельности. Например, взрослый сделал первым то, что ребёнок хотел сделать сам;

●  когда он испытывает физический дискомфорт (тесная, шумная и жаркая поездка в автобусе);

●  когда требует внимания, а его не слышат или не замечают;

●  когда переживания ребёнка не понимают, пытаются подавить, обесценивают, стараются заменить другой навязанной эмоцией и т. п.

●  когда нарушаются границы!

Зачем человеку гнев?

Эмоция гнева — это сила, которая позволяет человеку быть успешным. В моменты проживания злости мы чувствуем свою мощь и пытаемся заставить другого человека среагировать так, как мы требуем. Подавление гнева у ребёнка будет восприниматься им как подавление сил.

Дружить с такой непростой эмоцией, как гнев — нужно. Для этого необходимо знать, в какой среде и с какими людьми тебе находиться комфортно, понимать, когда тебе что-то не нравится, и либо уходить от этого, либо уметь правильно «разгружаться». Так этой эмоцией можно научиться владеть. Конечно же, ребёнок всего этого не умеет. Он иногда сам не осознаёт, почему бывает агрессивен.

Поэтому к эмоции гнева нужно относиться с уважением, бережно и любя, но не позволяя эмоции ребёнка «садиться за руль» и руководить вами и всей вашей жизнью.

Плохая ли эмоция гнева? Как бы ни казалось на первый взгляд, но в действительности — она не плохая, но и не хорошая. Любые эмоции необходимы человеку и от них никуда не деться! Их не подавить, но от неприятных эмоций можно избавиться, если их «прожить»!

«Эмоции не бывают плохие или хорошие»

Что значит «прожить» эмоцию?

«Прожить» эмоцию — значит дать ей выражение. Эмоции не придумываются нами — это реакция организма на что-либо. Если не давать реакциям выход (особенно сильным), то «вулкан взорвётся» и контролировать ситуацию уже будет сложно. Лучше не дожидаться когда её интенсивность дорастёт до неконтролируемых масштабов и, опаснее всего, когда все переживания просто начнут от вас скрываться. Настораживающими являются и такие моменты в поведении ребёнка, которые разрушительны для него самого (он чешется, дёргается, кусает губы, запрещая себе говорить…) или разрушительны для окружающих людей, животных и предметов, обращение с которыми неправильное или даже опасное.

Выражая свой гнев криками и воплями, человек всегда надеется быстрее добиться того, что ему нужно. Иногда это оказывается эффективно, но совершенно неправильно. Дальнейшие встречи с гневом от этого станут более проблемными. Родителю важно самому сохранять спокойствие и объяснять ребёнку, что испытывать гнев это нормально. Однако в социуме определённое поведение будет считаться плохим. Поэтому важно научить ребенка выражать гнев определенным образом. А правила — для того, чтобы уберечь, предупредить и сохранить безопасность ребенка.

Более 80% всех психологических запросов к психологам (не только детским, но и взрослым, и подростковым), — это последствия, так или иначе связанные именно с подавлением эмоции гнева. Многие истории сходятся на том, что ребёнку не позволялось выразить её, потому что «нельзя», «это плохо». 

 

Поэтому любая эмоция должна быть обязательно «проговорена вслух», «прожита»! Это разные краски, которые нельзя подменять. Гнев и грусть ребёнка должны приняты и поняты родителями.

Как же правильно действовать родителю?

Прежде всего важно понимать, что взрослые не должны уделять внимание ребенку, как только он начинает капризничать. Так мы закрепим неправильную схему. Задача родителей состоит в том, чтобы научить ребенка справляться с эмоциями самостоятельно и не скрывать их. Просто помогите своему чаду найти способ прожить эмоции безвредно! Это и будет самой лучшей для него поддержкой.

Психолог Елена Бурьевая объясняет: «Чем быстрее и раньше мы проживаем эмоцию — тем она менее продолжительная».

«Эмоция гнева непродолжительна сама по себе,

если её прожить прямо здесь и сейчас»

Помогите ребёнку справиться с эмоцией гнева и ни в коем случае не оставляйте его один на один со страшной, бушующей внутри него силой. Он не знает, что это и куда эту эмоцию деть. Расскажите ему: 

1) что он испытывает;

2) что и почему будет неправильным в его поведении (о том, что существуют правила);

3) как ему иначе справиться со своей эмоцией.

 

Вот о чём нужно сказать:

«Понимаю, ты сейчас злишься.

Только вот так… не делай,

потому что будут вот такие последствия...

А вот, что можешь...»

Обязательно нужно давать альтернативу! Никогда не останавливайтесь просто на «нельзя»!

Чтобы родителям запомнить последовательность этих важных слов и действий, придумали схему «ГОГА».

Иначе называют методом «ГОГА», а расшифровывается он побуквенно (каждая буква — это следующее действие):

Г — граница: физическая приостановка действия ребенка (если он дерётся или что-то ломает),

О — озвучивание или отражение: рассказ ребёнку, что сейчас с ним происходит и как выглядит его поведение (если проговорить «Ты злишься» — попадёте в большинстве случаев),

Г — снова граница: уже как правило, социальная норма (например, «со взрослыми нужно разговаривать уважительно», а «к вещам нужно относиться бережно, нельзя портить»). Помните, что сейчас вы можете дать эти правила ребёнку мягко, со всей родительской поддержкой, научить понимать своё поведение. Но, если этого не дать сейчас, то во взрослой жизни он уже столкнётся просто с жёстким «нельзя» и должен будет сам с этим справиться.

А — альтернатива: обязательное составляющее, без чего остальное — лишь слова. Предложите ребёнку другой путь пережить эмоцию: сжать и потрясти кулачками, проговорив, как же сильно он злится, поупражняться на специально заготовленной мягкой подушке или отдельных игрушках, которые можно кидать. Это тот самый «экологичный выход здесь и сейчас», после которого хорошо и спокойно станет всем.

Нельзя ли обойтись без правил?

Хоть правила это границы, но их установка необходима не только в борьбе с гневом.

Правила обязательно должны быть и озвучиваться они должны целиком: не только часть «нельзя», но и почему, и что за этим следует всё как в правилах дорожного движения. Ребёнок должен знать, за что может быть наказан и почему. 

В сложные моменты неконтролируемых истерик, попытки донести какие-то правила — бессмысленны. Когда ваш ребёнок вас не слышит из-за случившегося «перегруза» в его нервной системе, бесполезно пытаться что-либо сделать. В таких случаях нужно просто дать организму ребёнка совершить перезагрузку, находясь рядом и следя, чтоб ребёнок не ушибся в порыве выплеска своих эмоций.

В остальных случаях действуйте по схеме «ГОГА». Благодаря здоровой эмоции гнева определяйте границы, как точки контакта. Забудьте об обычном «нельзя» и старайтесь помочь ребёнку научиться самому понимать своё поведение и справляться с эмоциями!

Слушайте записи выпусков «Каждый родитель желает знать» на странице программы в разделе Аудиозаписи программ на сайте Детского радио.

  • 15 июля 2022
  • 200

Поделиться с друзьями

Другие новости

Сказки и подкасты

statproject