История эфира:
00:35 Обложка трека
Kern Kevin
Until Tomorrow
00:30 Обложка трека
Bob Baldwin
West Side Highway
00:25 Обложка трека
Paul Mauriat
Generique-Bande Original Du Film Les Parapluies de Cherborg
00:21 Обложка трека
Sevag Oystein
Painfull love
00:16 Обложка трека
Pete Gitlin
Chronic Ironic

Как распознать талант у ребёнка

Хотите узнать, как определить, есть ли у вашего ребёнка способности? А как его таланты можно развить? Вдруг ваш ребёнок одарённый — читайте эту статью и вы узнаете, что говорят об одарённости эксперты, какие её проявления и как родителю распознать способности у своего ребёнка.

Также, если вы долго думали, а стоит ли отдавать ребёнка в художественные или музыкальные школы, танцевальные студии и другие кружки по интересам, то скоро вы сможете определиться и с этим. Вопросы и сомнения об эффективности их в развитии талантов ребёнка развеются. 

Выпуски программы «Каждый родитель желает знать», посвящённые этой теме, можно прослушать на странице программы, в разделе Аудиозаписи программ на сайте Детского радио.

В программе на Детском радио принял участие специалист в области диагностики и развития детской одарённости, педагог и психолог Александр Ильич Савенков. Он ответил на многие вопросы, интересующие каждого родителя.

В результате программа «Каждый родитель желает знать» пополнилась новыми выпусками на следующие темы:

«Что такое ОДАРЁННОСТЬ и каждый ли ребёнок талантлив по-своему»,

«Чем ВУНДЕРКИНДЫ отличаются от СПОСОБНЫХ детей»,

«Как помочь ребёнку развить свои ТАЛАНТЫ»,

«КАК РАСПОЗНАТЬ одарённого ребёнка»,

«Гении 21 века — какими они будут?».

Одарённые дети (или, как их ещё называют, вундеркинды) — кто они?

О заданной теме размышляли ещё древние греки: они определяли одарённость как дар для человека. А раз дар, значит данный человеку с рождения, а не приобретённый им. Считалось, что дары человека служат для него даже спасением.

Но можно ли верить, что человек сам не может выработать в себе какие-то выдающиеся способности? Со времён древности человек стремился объяснить одарённость одних людей и отсутствие особых способностей у других более конкретно, точно. А вместе с тем, похоже, стремился развеять древнегреческий миф и доказать, что одарённость приобретается и развивается.

На что только не способен современный человек, тем более, когда столько мотивации!

Кстати, как упомянул приглашённый на программу эксперт, с точки зрения современной психологии и науки в целом, одарённость ребёнка совершенно точно можно определить по трём её проявлениям — это как раз мотивация, а также уровень развитости интеллекта и креативность. И представляете, креативность так же, как и интеллект, возможно измерить тестами.

Значит, вундеркинда можно определить по этим критериям. Но что же его мотивация?

О мотивации и формировании талантов

Какой бывает мотивация и из чего она может складываться у ребёнка? Что ему поможет?

Помочь раскрыть таланты ребёнка может социум. Такую функцию выполняет, например, школа, не зря учебная деятельность считается для детей главной. Как отмечает Александр Савенков, на формирование талантов у человека влияют две вещи. Уже догадались, что это? Правильно, выходит, что генетика и социум!

Влияет и то, и то, просто в разных сочетаниях у каждого. Генетика определит интеллект, он и правда тесно связан с генотипом человека. Эксперт сообщает: по большинству данных психогенетиков, интеллект измеряется по системе IQ и у детей наследуется по системе 3 к 7, где 7 — генотип и лишь 3 — среда.

Но социум оказывается более важен в другом — именно он как воздействие от среды создаёт ту самую мотивацию, во многом подталкивает ребёнка в сторону раскрытия талантов.

Если говорить о самих мотивах, бывают они не просто разные, но разные одновременно. То есть в основе (как в общем-то при любой деятельности человека) всегда лежит несколько мотивов. При этом в скоплении мотивов всегда есть место широким социальным, которые включают и общественно-ценные мотивы, как чувство долга и ответственность (а они и у детей есть!).

У одарённых детей интерес к какому-то делу подкрепляется и тем, что составляет содержание этого дела, и тем, каков процесс.

Кстати, мотивы, связанные именно с содержанием более всего определят одарённость — для многих одарённых детей именно сам предмет, то, что их увлекает, является главным. Вот, например, бывает, что ребёнку просто нравится смешивать краски и поэтому он рисует, а бывает, что нравится именно то, что в итоге получается, нравится быть художником. Есть и другие мотивы, но речь шла не только о них.

 

Сразу ли заметно одарённых детей и много ли их?

Эксперт утверждает, высоко одарённых детей среди сверстников в группе видно сразу, причём это будет заметно не только психологам или педагогам. Первый признак — речь, ведь это способность к мышлению, на которой всё строится. Самый главный маркер для родителей дошкольников — это уровень концентрации внимания ребёнка: например, он может долго строить башню из кубков или долго сидеть с бабушкой и слушать, как она читает сказку. Внимание — это индикатор того, как работает мышление.

Следует различать два научных понятия: одарённые дети и детская одарённость. По прогнозам, одарённых детей 2–5%. И это оптимистичные прогнозы, что подчёркивает эксперт. Родители часто оценивают уровень одарённости своего ребёнка, меря по себе в том же возрасте, но они обманываются. Так делать не стоит. При правильной оценке, конечно, необходима объективность. Но талантливых детей и способных удивлять и правда не мало — поэтому, родители, не забывайте говорить детям, как вы их цените, даже если у них что-то не получается.

Вообще, одарённость — это динамическая характеристика личности. С течением времени она эволюционирует и меняется. Это то же, что и спортивные тренировки: если захочется, способности можно повысить. Но не забывайте, это работает и в обратную сторону.

 

А что же касается творческой составляющей?

Креативность — она не в том, чтобы быть оригинальным или настолько творческим, чтобы ни на кого не похожим. Помните о том, что для ребёнка особенно важную роль играет пример. И через подражание можно вырастить настоящего творца. Не зря такой приём в обучении используется, например, в художественных школах. Начинающие художники сначала копируют, пытаются повторить — это необходимый процесс в любом обучении. То же и в музыке, и в танцах, и в робототехнике… Везде, где есть творчество, вырабатывается креативность. И с повышением уровня этого качества, конечно же, ребёнка можно считать более талантливым.

Поэтому, важно обеспечить богатый досуг ребёнку, проводить с ним развивающие игры и занятия. Необходимо быть повнимательнее к тому, чтобы среда, окружающая ребёнка, положительно сказывалась на его мотивировании. В случае каких-то неудач подбадривать, а ни в коем случае не ругать за это. И, конечно же, нужно не забывать показывать ему хорошие примеры.

  • 26 мая 2022
  • 178

Поделиться с друзьями

Другие новости

Сказки и подкасты

statproject